Сдвинется ли с места процесс реконструкции устаревшего жилья в Украине 0 29


Реконструкция устаревшего жилья как клубок проблем: социальных, экономических, региональных, отраслевых

Центральным мероприятием деловой программы Фестиваля архитектуры и строительства в Киеве стал Круглый стол, посвященный теме комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилого фонда.

В нем приняли участие представители Министарства развития общин и территорий, руководители профильных общественных организаций, руководители крупных строительных и проектных компаний. Организатором выступила Строительная палата Украины, которая разработала новую редакцию проекта закона о реконструкции устаревшего жилья, детали которого и обсудили на Круглом столе.

Открывая Круглый стол, замминистра развития общин и территорий Украины Юлиан Чаплинський подчеркнул важность диалога местной власти и владельцев такого жилья в ходе согласования концепций реконструкции.

«Строительные технологии не главная проблема. Вопрос в другом — в людях, насколько социально и ментально они готовы найти путь. Этот вопрос модерации, диалога городов со своими общинами, бизнеса с людьми, проживающими в этих домах », — заявил Чаплинский.

Чиновник подчеркнул, что необходимо учитывать опыт и ошибки соседей.

«Существует на самом деле только два подхода. Один — когда сносится все и строится еще плотнее жилье, что приводит к негативным последствиям, таким путем пошла, например, Россия. С другой стороны, есть опыт Германии, где этот массовый фонд переосмысливали, находили общий язык с населением и максимально старались от модернистского планирования перейти к квартальной застройке с многофункциональной структурой. Поэтому этот новый закон должен быть посвящен больше диалогу с людьми, но я представляю, что будет еще больше нюансов, потому, что города получили больше полномочий, и прав принимать решений», — сказал замминистра.

По его мнению, министерство должно взять на себя собственно организацию процесса, модераторство, анализ опыта – мирового и опыта пилотных проектов в Украине — и избежать тех ошибок, которые произошли в постсоветских странах.

Президент Строительной палаты Петр Шилюк отметил, что в Украине уже 13 лет как принят Закон «О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилого фонда». Закон существует, но, к сожалению, не работает.

Он напомнил, что были разработаны пилотные проекты, существуют даже местные программы, такие как в Киеве, однако в целом все эти благие намерения остались нереализованными. Ни застройщики, ни потенциальные инвесторы, ни сами жители, владельцы жилья не увидели в этом законе надежных механизмов для нормализации взаимоотношений всех участников процесса реконструкции.

«Но тема устаревшего жилья никуда не исчезла, — подчеркнул руководитель Строительной палаты. — Панельные «хрущевки», которые строились в 60-х годах прошлого столетия, с возрастом не становятся лучше. Сотни многоквартирных домов и дальше стареют физически и морально, некоторые из них становятся аварийными, даже опасными для проживания».

Однако, по его словам, одного лишь закона будет недостаточно для решения такой комплексной проблемы. Нужны будут целевые программы — общегосударственная и местные — в которых будет подробно расписан алгоритм действий всех участников процесса, определена ресурсная база, участие строительных предприятий.

Должен быть внедрен системный подход к реконструкции старого жилья с его обследованием, определением возможности реконструкции и модернизации, изменений прилегающей территории и улучшения социальной составляющей при дальнейшей эксплуатации.

Центральная власть должна проявить государственный интерес к этому процессу, поддержать застройщиков и инвесторов и одновременно контролировать ход выполнения программы.

«Без государственной поддержки, своеобразного патроната со стороны правительственных органов наши планы реконструкции устаревшего жилья нежизнеспособны,» — подчеркнул Шилюк.

Глава правления Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству Сергей Комнатный сообщил, что жилой фонд Украины на 70% состоит из жилья, построенного во времена СССР. Почти каждая пятая семья проживает в жилье, построенном до 1960 года. В относительно новом жилье, построенном уже во времена независимости Украины, живет лишь 11% населения. 7,5% жилья непригодны для проживания.

Устаревший жилой фонд, по состоянию на 1 января 2018, составлял почти 45 000 жилых домов, где в которых проживали 63 000 человек. А более 16,5 тыс. домов – это аварийное жилье.

«Главными препятствиями на пути замены устаревшего жилого фонда является ограниченность бюджетных средств, низкая заинтересованность инвесторов в реализации соответствующих проектов и неэффективная правовая база», — считает Комнатный.

Как положительный факт он отметил внимание нового правительства и парламента к проблемам жилищной политики, о чем свидетельствует ряд принятых решений в этой сфере. В том числе, создана рабочая группа для формирования проекта Концепции жилищной политики Украины, которая, как выразил надежду член этой группы — Сергей Комнатный, вскоре начнет работать.

Подробную характеристику законопроекта по внесению изменений в существующий Закон «О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилого фонда» сделал директор проектного института «Дипромисто» Иван Шпилевський.

В свою очередь заместитель Харьковского городского главы Михаил Фатеев высказал мнение о том, что даже принятие такого закона не обеспечит начало работ по реконструкции.

Имеющаяся законодательная база, по его словам, и сейчас предоставляет органам местного самоуправления все рычаги для проведения реконструкции объектов ветхого жилья. Он сослался при этом на существующую в Харькове программу, которая позволяет привлекать инвесторов для отселения жителей из ветхого жилья, с использованием различных финансовых механизмов.

Камнем преткновения, по мнению Фатеева, остается норма о согласии владельцев квартир на отселение. Судебная практика свидетельствует о том, что в случае возникновения юридических коллизий владелец жилья получает правовую преимущество перед застройщиком.

«Поэтому следует ускорить принятие нового Жилищного кодекса, который учитывал бы все реалии времени, и, прежде всего, — права и обязанности владельцев жилья», — сказал он.

Вице-президент Академии строительства Украины Беркута в своем выступлении заострил вопрос об экономической целесообразности проектов реконструкции устаревшего жилья. Он привел актуальную статистику жилищного строительства в стране, по которой 70% нового жилья строится в семи регионах, то есть в крупных городах. По его мнению, реализация проектов реконструкции возможно только в регионах, где концентрируется большой капитал и рабочая сила, поэтому стоит тщательно продумать, как привлечь бизнес к таким проектам.

Беркута также высказался в пользу принятия закона об общественной необходимости, который мог бы урегулировать коллизии по сносу домов или кварталов устаревшего жилья, предоставление владельцам новой жилплощади и т.п.

Участники Круглого стола приняли рекомендации по законопроекту о комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда и необходимости разработки соответствующих программ. Документ будет передан для учета в работе органам государственной власти.

Читайте также о том, как Кабмин и Нацгвардия пытаются найти возможность завершить знаменитый киевский долгострой. А также о том, что Кабмин расширил государственную поддержку программы строительства доступного жилья в 2019 году.

Предыдущая статьяСледующая статья