Строительный бум в портах: Трейдеры инвестируют миллионы в развитие логистики и расширение терминалов 0 4


Только Администрация морских портов Украины обещает завершить работы на общую сумму 16 млрд грн в пяти портах

Трейдеры инвестируют миллионы в развитие логистики и расширение терминалов в Украине. Делать миллионные инвестиции в развитие украинской транспортной логистики и расширение терминалов в портах трейдеров вынуждают растущий агроэкспорт и жесткая конкуренция, пишет журнал НВ.

На въезде в новый зерновой терминал компании MV Cargo, разместившийся в акватории порта Южный в Одесской области, грузовой транспорт встречает грозное объявление: «Водитель, помни: любые действия с фальсификацией качества поставляемого зерна автотранспортом будут подпадать под статью Уголовного кодекса Украины. Для тех, кому лень листать УКУ, большими красными буквами выведена суть упомянутой статьи — мошенничество.

«Водители в Украине, к сожалению, получают маленькую зарплату,» разъясняет Йеспер Педерсен, гендиректор зернового терминала MV Cargo, предназначение предупреждения. «Привозя зерно плохого качества, они выдают его за высшее и имеют возможность заработать дополнительные деньги».

Зарабатывать «дополнительные деньги» немошенническим путем — новая национальная идея, которой увлечены крупные игроки агробизнеса. И тут необходим полный контроль над всем процессом от поля до судна.

В текущем году только Администрация морских портов Украины (АМПУ) обещает завершить работы на общую сумму 16 млрд грн в пяти портах. Речь идет о жизненно необходимых мероприятиях по дноуглублению и реконструкции причалов. Как указано на сайте АМПУ, «большинство проектов направлено на увеличение мощностей перевалки аграрной продукции».

Сергей Вовк, директор Центра транспортных стратегий (ЦТС), подтверждает, что в транспортной отрасли наметился строительный бум, в котором аграрии играют ключевую роль. «У трейдера всегда было желание контролировать большую часть маржи,» — поясняет Вовк. «Естественно, логистика играла в этом важную роль. Но раньше она занимала не столь значимую ее часть».

Впрочем, в эту бочку меда попали как минимум две ложки дегтя, способные испортить послевкусие транспортных побед. Первая — это Укрзализныця(УЗ), самое узкое горлышко отечественной логистики. Оно медленно расширяется, но не для всех.

Вторую ложку характеризует Филипп Грушко, директор по развитию бизнеса стивидорной компании Трансинвестсервис (ТИС). «Порт Южный и порт Николаев, если я не ошибаюсь, — самые дорогие порты в мире», — ошарашивает он, тем самым объясняя низкий уровень конкурентоспособности отечественных портов в битве за международные грузы.

Трезвый расчет

В первых числах сентября произойдет торжественное открытие портового терминала MV Cargo. Неторжественное открытие состоялось год назад, когда в тестовом режиме сюда стал заходить урожай 2018 года. К сегодняшнему дню MV Cargo успел отгрузить более 1,3 млн т зерновых и в ближайший год планирует удвоить, а затем и утроить свой результат.

Персональная экскурсия для журналиста НВ на MV Cargo начинается с неожиданного требования. На проходной диспетчер заставляет дыхнуть в трубочку навесного прибора. Дыхнул. Загорелась зеленая кнопка, что означает: визитер трезв.

Гендиректор Педерсен проходит ту же процедуру и с тем же зеленым результатом.

— Сколько мне нужно выпить, чтобы загорелась красная лампочка?
— Достаточно немного вина. Ну или много, но за сутки до процедуры, — отвечает Педерсен.

Он поясняет, что сухой закон на территории терминала необходим: здесь напряженное движение транспорта. 790 грузовиков с зерном и 256 железнодорожных вагонов — суточные возможности перевалки. Огромные склады единовременного хранения 290 тыс. т урожая. Над ними гудит и парит в небе порта Южный центральный конвейер длиной в полкилометра. К нему мы и взбираемся, чтобы обозреть все 22 га рождающегося украинско-американского проекта.

Доли в нем распределились так: 51% у американской продовольственной компании Cargill, а 49% у MV Cargo, где в числе акционеров два одесских бизнесмена — Андрей Ставницер и Егор Гребенников. Терминал обошелся инвесторам в $ 130 млн, дно-углубление стоимостью 35 млн долларов обеспечила китайская компания, работу которой оплатила АМПУ. Это форма государственно-частного партнерства.

«Они создали глубину там, где ее вообще не было», — подчеркивает Грушко.

Теперь же глубина у причала и подхода к нему достигает 16 м, что делает MV Cargo одним из самых глубоководных терминалов в Украине, а значит, сюда смогут заходить крупнотоннажные суда, имеющие полную осадку до 14-14,5 метра. Немногим меньше, чем в Южном, глубины в соседних Одесском и Черноморском портах. Николаевский порт — 11,2 м, Мариупольский — 8 м. И практически везде АМПУ ведет работы по углублению.

Сергей Вовк выделяет этот факт как необычайно важный в новых условиях украинского агроэкспорта. Ведь еще недавно основной рынок сбыта отечественного урожая приходился на страны Средиземноморья, Северную Африку и Ближний Восток.

Туда украинцы заходили большим объемом, но небольшими судовыми партиями — 50 тыс. т. А теперь широко распахнулись ворота Юго-Восточной Азии. Например, объем экспорта зерновых из Украины в Китай за последние пять лет в денежном выражении увеличился в 20 раз — с 26 млн до  533 млн. долларов.

Это значит, отмечает Вовк, что в Поднебесную и к ее соседям нужно формировать большие партии и грузить на крупные суда. Вот MV Cargo и вышла на необходимую глубину. Впрочем, это не одиночное плавание.

Большая игра

Кернел, самый крупный агротрейдер страны, владеет портовыми мощностями, достаточными для перевалки 4,8 млн т урожая. В уходящем 2019 м маркетинговом году компании удалось экспортировать 6,1 млн т, впервые став национальным рекордсменом по объему экспорта сельхозпродукции. Так что приходилось, выражаясь словами Евгения Осипова, гендиректора Кернела, использовать «терминалы третьих лиц».

Однако это случилось если и не в первый, то точно в последний раз. К следующему году Кернел удвоит собственные портовые мощности, достигнув отметки 8,8 млн т. «Для этого мы сейчас строим новый терминал в порту Черноморск», — рассказывает НВ Осипов.

Если этой сказке суждено стать былью, то самый крупный агроэкспортер станет еще и самым большим логистическим центром агропродукции. Зазнаться ему не дадут проекты особо крупных размеров в соседних портах. Кроме уже упомянутого MV Cargo в нескольких километрах от него работает ТИС-зерно — отраслевой рекордсмен, переваливший в прошлом сезоне 4,5 млн т урожая. Это 10% украинского агроэкспорта.

В 90 км от MV Cargo и ТИС-зерна, в николаевском порту Ольвия, развернулись мощности компании Евровнешторг (ЕВТ). Ее главный акционер Раймондас Туменас также владеет сетью супермаркетов Novus. ЕВТ стала принимать международные грузы совсем недавно, в декабре 2018 го, и теперь идет к намеченной цели перевалки зерновых объемом в 4 млн т в год.

Перед тем, в мае 2016 го, китайская агропромышленная госкорпорация COFCO открыла здесь же собственный комплекс по перегрузке зерновых и масличных общей мощностью 2 млн т в год. Вложила она в дело примерно столько же, сколько и ЕВТ, —  75 млн. долларов.

Продолжение следует, так как 14 августа Кабмин одобрил решение о передаче на 35 лет в концессию морских портов Ольвия и Херсон, что предполагает привлечение инвестиций объемом свыше $ 700 млн и плюс почти $ 900 млн поступлений от концессионных платежей. Среди потенциальных инвесторов — китайская компания COFCO, голландская Louis Dreyfus Company, корейская POSCO, американская Bunge, британская Nectar Group, турецкая CEYGROUP и украинская Нибулон.

«Еще есть большая жемчужина — Очаков,» — включается Вовк. «Но по одной из версий он будет отдан под оборонку. Там, возможно, будет база Черноморского флота».

Таким образом не Очаков, а Николаев превращается в жемчужину, хоть и не у моря, но на входе в него. Самое громкое здесь имя в области логистики — Алексей Вадатурский, собственник компании Нибулон.

В беседе с НВ он называет себя «агропроизводителем, который в сельском хозяйстве занимает не первое место, а в судостроении — первое». В нынешнем мае Нибулон спустил на воду самое крупное в истории Украины 140 метровое судно — перегружатель Nibulon Maх, способное даже при волне в три метра высотой переваливать насыпной груз прямо в открытом море.

«Вы вообще то запланируйте 20 сентября приехать к нам на выставку, — проявляет гостеприимство Вадатурский. — Увидите, что это за судно — гордость Украины».

Контроль над логистикой становится едва ли не ключевым фактором для достижения приемлемой маржи в трейдинге. И это не сугубо украинский, а мировой феномен, так как речь идет о специфическом товаре. Его конечная цена формируется в тех сферах, на которые у сельхозпроизводителей нет влияния.

«Зерно — это не Audi и не какой то эксклюзивный продукт, — подчеркивает Педерсен. — Это значит, что себестоимость становится на первое место. Чем больше объема будет перерабатывать терминал, тем ниже цена каждой тонны».

Любимую тему подхватывает Вовк и приводит в пример Бразилию. «Условия выращивания в Бразилии гораздо лучше, чем у нас, но у них нет эффективной логистики, — поясняет директор ЦТС.- А если бы она у них была, то Украине на этом рынке было бы мало места». Хотя украинцам действительно мало места, и виной тому не Бразилия.

Две ложки дегтя

В Индексе эффективности логистики от Всемирного банка тестируются 160 стран. Речь о качестве работы национальной таможни, соблюдении сроков международных поставок, возможности отслеживать груз и прочем. Украина находится на 66 й строчке рейтинга, набрав 2,8 балла в Индексе эффективности логистики. А это значит, что показатели украинской логистики равноудалены от индексов лидера рейтинга — Германии (4,2 балла) и аутсайдера гонки — Афганистана (1,9). Таким образом, Украина оказалась в самом центре мира, но не в том смысле, в каком бы ей хотелось.

В итоге, по данным Всемирного банка, стоимость перемещения зерна от сельхозпредприятий в порты в Украине приблизительно на 40% дороже, чем во Франции и Германии, и на 30% — нежели в США. В результате сельхозпроизводители в Украине получают меньше доходов, чем их конкуренты. Только на пшенице из за логистических потерь отечественные сельхозпроизводители недополучают $ 1,6 млрд. Эта сумма в 10 раз превышает стоимость строительства зернового терминала размером с MV Cargo.

Директор по логистике компании Кернел Николай Мирошниченко называет слабые звенья отрасли. Это дефицит локомотивов и вагонов-зерновозов, внедрение системы транспортировки зерна по железной дороге — исключительно на строго определенные УЗ маршрутные элеваторы. Всего по стране их около 70.

«Это серьезное инфраструктурное ограничение для всего АПК-рынка в целом, как и для нашей компании, — признается Мирошниченко. — За последний год цена аренды вагона общего парка поднялась практически на 50%, что негативно влияет на маржу агропроизводителя».

Впрочем, УЗ действует в своих коммерческих интересах, так как силится стать самостоятельным игроком агрорынка и даже начинает строить собственную сеть терминалов. Первый, на 15 тыс. т единовременного хранения, открыт в нынешнем августе в Одессе. Стратегия этой госмонополии, покрывающей 70% всех грузопотоков страны, во многом и определит будущее национальной логистики. Зернотрейдеры эту действительность признают, но им тяжело ее принять.

Андрей Шкляр, руководитель экспертного направления ЦТС, поясняет почему: «Трейдинг — это не просто поставка, это поставка вовремя. И этот процесс важно контролировать. Демередж (задержка) судна может стоить  80-150 тыс. долларов в сутки». А с плохо прогнозируемым графиком работы УЗ возможна задержка на несколько дней, а то и недель.

Тяжесть ситуации усугубляет украинский феномен. Местные порты стали самыми дорогими портами в мире по уровню сборов. Для наглядности Грушко приводит такие цифры: с одного большого судна в порту Южный возьмут $ 400 тыс., а, например, в порту Хедленд (Австралия) —  150 тыс. долларов, в порту Картье (Канада) или Итуагае (Бразилия) —  125 тыс. долларов, в Норвике(Норвегия) —  111 тыс. долларов, в Констанце (Румыния) —  71 тыс. долларов.

«Суднозаходы в Херсон и в Николаев самые дорогие», — усиливает впечатление Вадатурский, говоря о своем горьком опыте, который усугубляется еще и тем, что в речном транспорте украинские перевозчики платят акциз — 140 евро на тонну, чего, по его же словам, нет нигде в мире. «Что это значит?» — спрашивает Грушко. И тут же отвечает: «Наш рынок становится неконкурентным».

Что делать? И кто виноват? Олег Нивьевский, старший экономист проекта Поддержка реформ в сельском хозяйстве и земельных отношениях в Украине Киевской школы экономики, знает ответы на оба вопроса. Ссылаясь на исследования, в которых сам принимал участие, он объясняет НВ их результат.

В случае сокращения портовых тарифов на 63% объем экспорта насыпных грузов увеличится примерно на 5,6%, а объем транзита — на 6,4%. Правда, это означает потерю годового дохода АМПУ в размере 3 млрд грн. Но, согласно так называемому Сценарию роста, новые грузы ускорят годовой ВВП на 0,88%, то есть на 30 млрд грн.

В АМПУ устами ее руководителя Райвиса Вецкаганса защищаются: мол, снизить портовые сборы прямо сейчас невозможно. На эту ставку давит ставка дивидендов, которые АМПУ обязан перечислять в госбюджет. Ее приемлемый порог мог бы быть на уровне 30%, максимум 50%, но он достигает 90%, что почти не оставляет возможности для компромиссов.

Если поддаться давлению рынка и немедленно снизить ставку портовых сборов, то, как объясняют в АМПУ, сначала рухнут все их инвестпланы, а следом и частного сектора, работающего в портах.

Минфин со всей очевидностью будет против сокращения государственного оброка с портовиков — такова природа Минфина, поясняет Шкляр из ЦТС. Министерство заботит наполнение казны здесь и сейчас. Таким образом, при команде «полный вперед» АМПУ бьет по тормозам и садится на мель.

Выбраться с нее попробует уже следующее правительство, сформированное новым парламентом и новым президентом Владимиром Зеленским, объявившим курс своей партии Слуга народа на либертарианство. Основополагающая платформа этой идеологии — снижение налогов и минимальное вмешательство государства в дела бизнеса. Хорошее известие для украинской логистики. Если, конечно, это не шутка президента.

Фото: НВ

Читайте также:

В индустриальном парке «Белая Церковь» построят офисный и производственно-складской комплекс В Запорожье на мостах-долгостроях установили «надгробье коррупции»
Источник: biz

Предыдущая статьяСледующая статья

Битва за Киев переходит в финальную стадию: чего ждать городу в случае принятия закона о столице 0 1


Битва за Киев переходит в финальную стадию

Битва за Киев, которую президент Зеленский и его окружение начали почти сразу после избрания Зе президентом, переходит в финальную стадию.

Новая команда всерьез решила перекроить властные полномочия в Киеве. Верховной Раде предлагается принять законопроект, который упрочит позиции президента в столичном регионе.

Этот проект вносит изменения в действующий закон «О столице — Городе — герое Киеве» и полностью меняет субординацию в городе.

Интересно, что принятие этого проекта не только изменит позиции чиновников в столичной иерархии, а и запускает процесс досрочных выборов мэра Киева и Киеврады.

Какие новации ждут украинскую столицу, проанализировала Страна.ua.

Всю полноту власти — главе КГГА

Законопроект №2143 о столице, поданный депутатами фракции «Слуга народа», осуществит чиновничью революцию в Киеве.

Текст законопроекта был опубликован на сайте Верховной Рады в понедельник, через четыре дня после того, как документ был заявлен в парламент. Все это время проект дорабатывали в немаловажной части — объявления даты досрочных выборов.

Но пока вернемся к более основополагающим тезисам. Самое важное — законопроект предполагает разделение должностей мэра и главы КГГА. То есть отныне мэр не сможет быть главой администрации.

Это, конечно, усиливает президентскую вертикаль в столице — главу администрации назначает именно Банковая. К тому же законопроект сокращает число депутатов Киеврады со 120 до 84. И восстанавливает районные советы.

Но об этом мы скажем позже, а пока вернемся к «супермэру» — главе КГГА. Он будет осуществлять государственную власть в столице. Этот чиновник назначается и увольняется президентом по представлению Кабмина.

Какие функции у назначенца?

Он может приостановить акты органов местного самоуправления Киева, если считает, что они противоречат интересам громады или нарушают законы. Но отменить акты он не может — это компетенция суда.

Впрочем, эти полномочия главы КГГА сейчас прописаны в 119 статье Конституции. Закон же наделяет его новыми возможностями.

«Хоть в проекте и декларируется, что особенностью исполнительной власти в городе Киеве является выполнение ею контрольно-надзорных и координационных функций, на самом деле эти полномочия шире — еще и принятия решений по объектам государственной собственности, которые находятся в сфере ее управления, координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, обеспечение реализации госпрограмм на территории Киева, согласования руководителей и тому подобное. К тому же в районах могут создаваться структурные подразделения КГГА. Надзор со стороны КГГА не только за законностью актов, но и по сути опротестование их в некоторых случаях по вопросам целесообразности, от чего в той же Франции для префектов давно отказались. Основаниями, которые не соответствуют общественным интересам территориальной общины, могут быть «вкусовщина» и произвольные толкования», — поясняет «Стране» экс-мэр Киева Леонид Косаковский.

Функции избираемого мэра

В законопроекте говорится, что функции Киевского городского головы, который, в отличие от председателя КГГА, избирается, уже прописаны в законе о местном самоуправлении. Там, напомним, говорится о том, что мэр — это прежде всего глава горсовета, который просто организует его деятельность.

Ныншений документ добавляет к их перечню еще кое-что.

Это в целом достаточно скромный, «представительский» функционал. Мэр Киева участвует в выработке стратегических решений на уровне президента и Кабмина — как эксперт. Встречает и организовывает городские мероприятия, вносит предложения по размещению органов власти и созданию новых. Ну и отправляет прочие «совещательные» функции.

То есть в сравнении с главой КГГА, который может останавливать распоряжения и акты Киеврады и райсоветов — это крайне скромный набор полномочий.

Сейчас Виталий Кличко и мэр Киева, и председатель городской администрации. При вступлении в силу нового закона Кличко станет «английской королевой».

Восстановление райсоветов

У районных рад, согласно законопроекту, появится право использования бюджета и создания исполкомов. Причем количество районов никак не определено. Будет их 10 как сейчас, или 30, как предполагалось ранее, пока неизвестно.

Райадминистрации же в их нынешнем виде будут реорганизованы. А по сути превратятся в префектуры, управляемые главой КГГА.

То есть местное самоуправление в Киеве, в случае принятия законопроекта, будет разделено между Киеврадой и районными советами. Но контролировать их будет все тот же назначенец президента и его «префекты».

Эти советы будут решать вопросы дошкольного и среднего образования, первичной и профилактической медицинской помощи, озеленения, торговли на рынках, вопросы строительства районного уровня и другие. Число и границы райсоветов утвердит Кабмин. А сколько человек будет заседать в каждом из них — неизвестно.

«Видно, что писали люди, которые не слишком погружены в практическую тематику и не до конца понимают, как это все это работает в Киеве. Плохо, что не обсудили публично хотя бы за круглым столом. Хотя, как кажется, это никого не беспокоит», — отмечает экс-мэр Косаковский.

«Да, закон существенно сужает местное самоуправление в Киеве по сравнению с другими громадами. Но что ж вы хотели — за что боролись, на то и напоролись. Это результат деятельности — беспредела — Киеврады и городского головы. А еще, конечно, стремление контролировать и перераспределить влияние на финансовые и материальные ресурсы города», — считает экс-депутат Верховной Рады Наталия Новак.

На выборы — 8 декабря

Недавно мэр Киева Виталий Кличко анонсировал роспуск Киевсовета и сегодня, 17 сентября, намерен встретиться с лидерами фракций, чтобы обсудить этот вопрос.

Но эти консультации уже кажутся безнадежными. Если в ближайший четверг Верховная Рада проголосует по законопроекту о столице, он запустит маховик досрочных выборов вне зависимости от решения киевского мэра.

В переходных положениях к проекту предлагается назначить досрочные выборы мэра Киева и всей Киеврады на 8 декабря. В течение 6 месяцев после вступления в силу этого закона ликвидируются районные администрации и произойдет реорганизация КГГА.

Интересно, что эта дата выборов обсуждалась в политикуме и раньше. Но затем была озвучена официальная позиция представителей «Слуги народа» — проводить выборы после завершения реформы децентрализации, то есть ближе к апрелю.

«Забудьте о децентрализации в Киеве. Сейчас Зеленский централизует власть. Это прямое президентское правление в Киеве. У нас уже никакая не парламентско-президентская республика. Сейчас система управления — это четкая президентская вертикаль. За Киевом пойдут и другие города миллионники», — говорит «Стране» политолог Вадим Карасев.

Боле того, несмотря на отчаянные попытки Кличко сопротивляться, социологи говорят о том, что его шансы во втором туре тают перед потенциальным соперником из «Слуги народа».

А то, что второй тур неизбежен, это факт. Новый законопроект четко прописывает, что если кандидат не набирает более 50% поддержки киевлян в первом туре, тогда проводится второй тур. Между тем, последний опрос группы «Рейтинг» показал, что деятельностью мэра Киева Виталия Кличко довольны 30%, не удовлетворены – 56%. И всего 8% горожан хотят, чтобы Кличко переизбрался в третий раз на пост городского головы.

«Пока Кличко все. Условный кандидат от Зе выиграет эти выборы и включит Киев в центристскую политику президента. На всех округах в Киеве победили «Слуги народа», это значит, что большинство они берут и в Киевраде. С другой стороны шансы кандидата Зе не безоговорочны, и Кличко важно сражаться не только за победу, а за достойный проигрыш. Он способен устроить хороший баттл, потрепать нервы и силы кандидату от Зе. И тут будет большую роль играть, с каким счетом этот кандидат от Зе выиграет. Одно дело 73 на 25 и совсем другое — 51 на 49. Символика цифры будет очень важна для Кличко. Несмотря на то, что у Зеленского пока кредит доверия не исчерпывается, это будет сигнал элитам, что позиции Зе не всесильны», — поясняет «Стране» Вадим Карасев.

Главный редактор «Страны» Игорь Гужва удивляется, зачем у Зеленского собираются одновременно и менять главу КГГА и мэра переизбирать.

«Не совсем понятна логика проекта закона про столицу, который внесли «слуги народа». Точнее непонятно разделение должностей главы КГГА и мэра города при назначении досрочных выборов на 8 декабря этого года. Я сейчас даже не о том — зачем в одном городе два руководителя. И как они им руководить будут.
Я про политическую логику. Если Зе-команда хотела поскорее поменять руководителя в Киеве, то была логика в том, чтобы:
— назначить досрочные выборы мэра и горсовета
или:
— назначить своего главу КГГА, чтоб взять власть без выборов.
Но непонятно зачем назначать досрочные выборы мэра, чтоб потом их победитель не получил реальной власти. Или в «Слуге народа» не надеются победить? Но тогда зачем досрочные выборы?
Непонятно как-то».

Читайте также о том, что аудит деятельности киевской власти начнется на следующей неделе.

Кабмин хочет потратить на государственные жилищные программы в следующем году около 165 млн грн 0 1

Самое большое финансирование получит программа «Доступное жилье»

В проекте бюджета на 2020 год заложено 164,3 млн гривен на финансирование государственных жилищных программ.

В частности, на частичную компенсацию ставки кредитов коммерческих банков на строительство или приобретение жилья для молодых семей предлагается выделить 23,4 млн гривен.

На удешевление стоимости ипотечных кредитов для обеспечения жильем лиц, требующих улучшения жилищных условий, заложено 40,9 млн гривен.

На продолжение программы «Доступное жилье» предлагается выделить 100 млн гривен.

На финансовую поддержку Фонда содействия молодежному строительству предусмотрено 6,850 млн гривен.

Кроме того, 28 млн гривен предлагается выделить на увеличение уставного фонда Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству.

Ранее мы писали о «сдержанном оптимизме» государственного бюджета-2020. Читайте также о том, что на следующей неделе начнется аудит деятельности киевской власти.

Most Popular Topics

Editor Picks